Министерство юстиции
Российской Федерации
Министру
Чайка Ю.Я.
Об отмене постановлений Госстроя России
от 08.04.02 №16 и
от 27.01.03 №14,
приказа Госстроя России от 06.10.93 года № 17-74
Несмотря на отказ Минюста России в регистрации более 10 документов Госстроя России, содержащих многочисленные нарушения действующего законодательства в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, Госстрой России постановлениями от 08.04.02 г. № 16 и от 27.01.03 г. № 14 вновь обязывает и предписывает, как должны вести себя участники инвестиционного процесса при определении сметной стоимости и расчётов за выполненные подрядные работы. При этом не учитываются рыночные экономические отношения участников строительства.
В постановлении от 08.04.02 № 16 принимаемые Госстроем России меры по отмене действующего и введению нового порядка ценообразования в строительстве якобы вызваны значительным несоответствием действующей сметно-нормативной базы 1984 и 1991 годов современным технологиям и несоразмерностью предусмотренных в них ресурсно-стоимостных показателей с реальными затратами, определяющими стоимость строительной продукции в современных условиях. Так ли это? Позволим себе уточнить позицию, занятую Госстроем России.
Во-первых, в так называемую новую сметно-нормативную базу, сформированную на базе нормативов 1984 года, дополнительно включено всего-навсего 89 видов работ, которые трудно отнести к новым технологиям, в то время как за последние годы в строительстве применяются тысячи новых материалов, процессов, машин (в т.ч. зарубежных), энергосберегающих технологий и т.п. Сам Госстрой России на эти технологии норм не разрабатывает и другим не разрешает, в то время как средства у Госстроя России по его заявлениям отсутствуют. Такими действиями Госстрой России устранил хозяйствующие субъекты с рынка инжиниринговых услуг в строительстве.
Во-вторых, в преамбуле постановления от 08.04.03 года № 16 Госстрой России завуалировал (не раскрыл) на какой основе он переходит на новую сметно-нормативную базу и систему ценообразования в строительстве. Как выясняется, в основе перехода предусматривается использование ранее отмененных Минюстом России методик, указаний, рекомендаций и т.п., в частности, по определению стоимости строительной продукции, определению затрат на накладные расходы, сметную прибыль, прочие и лимитированные затраты.
Все вводимые методики в области ценообразования и сметного нормирования носят (записано в тексте указаний, руководств и др.) обязательный характер, чем нарушается право участников инвестиционного процесса на осуществление производственно-хозяйственных взаимоотношений, данное им действующим законодательством.
В-третьих, ни Положением о Госстрое России, утвержденном Постановлением Правительства 24.11.99 № 1289, ни другими законодательными и нормативными документами Госстрой России не наделен правом создания в рыночных условиях централизованной системы ценообразования в строительстве. Пунктами 48 и 49 указанного постановления ему поручена подготовка предложений, рекомендаций и разработка основных принципов определения стоимости строительства, а также организация разработки сметно-нормативной базы. До настоящего времени, несмотря на вводимые Госстроем России к обязательному исполнению указания, в отрасли отсутствуют основополагающие методические рекомендации по организации сметного нормирования и ценообразования в строительстве в условиях рыночных взаимоотношений хозяйствующих субъектов.
В тоже время Госстрой России не пытается чем-то компенсировать отмененные Минюстом России антирыночные указания, рекомендации, методики и так далее. И наоборот, по заявлению начальника Управления ценообразования и сметного нормирования Госстроя России Степанова В.А.: "Минюст России сдастся и ранее отмененные документы утвердит".
В-четвертых, Госстрой России вторгся уж не в свою епархию, начал предлагать какими программными средствами и кому считать сметы. Так, приказом Госстроя России от 06.10.93 года № 17-74 был создан Центр программных средств массового применения в строительстве. Ну почему бы и не создать такой центр. Однако в дальнейшем Госстрой России в нарушение положений закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 года № 24-903 использует приказ в целях "защиты рынка" программных средств Российской Федерации "от проникновения не соответствующих действующим нормативным документам программных продуктов" (письмо Госстроя России от 08.05.97 года № БЕ-19-23/9).
Ссылаясь на указанные выше документы, Госстрой России вводит как обязательную процедуру сертификацию программ сметных расчетов в пункте 2.3.1 МДС 81-1.99 (которому было отказано в регистрации). Данная сертификация, как навязанная услуга (навязываемая и после отказа в регистрации МДС 81-1.99) проводится с нарушением закона "О сертификации продукции и услуг" № 5151-1 от 10.06.93, при этом процедура испытания программ на соответствие "соответствующим стандартам" проводится не на основании заявленных параметров испытаний производителя программ (заявителя), а по собственным параметрам Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве Госстроя России (разработчика МДС 81-1.99), не имеющего соответствующей аккредитации Госстандарта на выполнение данных испытаний, что свидетельствует о прямой материальной заинтересованности структур, подотчетных Госстрою России в создании дополнительных поборов с производителей товаров и услуг, а также создании неравных условий для хозяйствующих субъектов.
Пунктом 6 Постановления Госстроя России № 16 от 08.04.02 года вводится рекомендация использовать сертифицированные Госстроем России программы, при этом не указываются и не даются ссылки на документы, параметрам которых должны соответствовать программы, а с рынка сертификационных услуг устраняются другие участники, кроме ГУП "Центр программных средств массового применения в строительстве" (учредитель Госстрой России), которым производители программ имеют право заказать проверку и испытание своих продуктов как добровольную услугу. При этом сертификаты, выданные сторонними сертификационными организациями, Госстроем России не признаются.
Рекомендуя хозяйствующим субъектам, использование тех или иных программ, Госстрой России ограничивает их самостоятельность, вмешивается в их частные дела, что противоречит:
статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации;
пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 9, пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации;
статье 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
пункту 1 статьи 17 Закона от 10.06.93. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг".
Постановление Госстроя России от 08.04.02 № 16 содержит приложение № 2, в котором перечислены сертифицированные программы, рекомендуемые к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве, что рассматривается как реклама, так как полностью соответствует понятию рекламы, изложенному в статье 2 Закона от 18.07.1995 № 108 "О рекламе".
При этом обращаем Ваше внимание на то, что данная реклама является недостоверной (статья 7 закона "О рекламе"), т.к. в перечне сертифицированных программ 2 программы – "Багира" и "Стасус-Проект" – не были сертифицированы на момент выхода постановления Госстроя России от 08.04.2002 г. № 16.
Наличие списка программ (товаров) в приложении № 2 создает искусственные препятствия по созданию и реализации новых программных продуктов, которые создаются и выводятся на рынок как ранее созданными организациями, уже представленными на рынке программных средств и услуг, так и вновь создаваемыми после выхода постановления Госстроя России от 08.04.02 г. № 16.
В постановлении Госстроя России от 27.01.03 года № 14 он рекомендует беспричинно и безапелляционно не пользоваться рядом продуктов на наш, профессиональный взгляд, наиболее распространенных и наиболее качественных: "Ресурсная смета", "Смета 2000" (более 11 тысяч внедрений), "WinСмета 2000" (более 7 тысяч внедрений). Данные программы были исключены из приложения № 2, что немедленно отразилось на реализации программ.
В соответствии со статьей 1 закона "О сертификации продукции и услуг" сертификация осуществляется в целях создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Согласно пункту 5 Положения о Госстрое России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.99 № 1289 Госстрой России в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами, однако, исключив вышеуказанные программы из приложения № 2, Госстрой России не учитывает положения закона "О сертификации продукции и услуг", фактически отменяет действие сертификатов, подтверждающих соответствие программ требованиям нормативных документов, тем самым создает дискриминирующие условия деятельности для одних хозяйствующих субъектов и благоприятствующие для других, а также необоснованно препятствует осуществлению деятельности различных организации в сфере строительства.
Таким образом, Госстрой России нарушил статьи 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 9, 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статью 7 Закона от 22.03.91г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Положение о Государственном Комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утвержденное Правительством Российской Федерации от 24.11.99 г. № 1289, статью 7 закона от 18.07.95 г. № 108 "О рекламе", пункт 1 статьи 17 Закона от 10.06.93. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"
По нашему мнению, Госстрою России следует разработать и предать на критику широкой общественности концепцию его участия в инвестиционном процессе в области сметного нормирования и ценообразования в строительстве с учётом положений Закона "О техническом регулировании" от 27.12.02 года № 184-ФЗ, оставив за собой разработку рекомендаций и введение Государственных элементных сметных норм, в т.ч. определение затрат труда на новые технологии по разрабатываемым Госстроем России для этого технологическим картам трудовых процессов, о чём ни в одном из так называемых введенных документов Госстроем России даже не упоминается, в то время как нормы времени не пересматривались с 1969 года. Это говорит о том, что нового в "новой" нормативной базе Госстрой России ничего не сделал.
Согласно пункту 3 Положения о Госстрое, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.99 № 1289 Госстрой России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, а также с организациями и общественными объединениями, однако с нашими организациями Госстрой России не взаимодействует.
Просим отменить Постановления Госстроя России № 16 и № 14, приказ Госстроя России от 06.10.93 года № 17-74, при этом освободив хозяйствующие субъекты России от платы денег коррумпированными структурам, от платного согласования территориальных цен и расценок с Госстроем России, дав им руководствоваться действующим законодательством.
Президент Общественного объединения сметных работников в строительстве,
к.т.н., Лауреат премии Совета министров СССР
___________________ Елшин. Н.В.,
Исполнительный Директор ООО "Фирма Инфстрой"
________________ Игнатова Т. В.,
Генеральный директор ООО "СтройСофт-Регион"
________________ Виноградов Д.Б.,
Генеральный директор ООО НПФ "Центр экономики
и ценообразований в строительстве"
___________________ Киселев Д.В.,
Генеральный директор
Московского Центра ценообразования в строительстве
_________________ Подгорная Л.Н.
Исполнительный директор
ООО "Фирма СтройСофт"
____________________ Виноградов А.Б.