Исх. № 157 22 "07" 2003 г. |
|
Федеральный арбитражный суд Московского округа 107808, г. Москва, пр-кт Ак.Сахарова, 18 |
|
Истцы: |
1. ООО ‛Фирма СтройСофт‛ 119017, г. Москва, Погорельский пер., д. 6 |
|
|
2. ООО ‛СтройСофт-Регион‛ 119180, ул. Б. Полянка, д. 51 А/9 |
|
Ответчик: |
Госстрой России 119991, г. Москва, ГСП, ул. Строителей, д. 8, корп. 2 |
КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.05.03 (03.06.03)
по делу № А40-12256/03-119-126
(в полном объеме решение изготовлено 16.06.03)
ООО ‛Фирма СтройСофт‛ и ООО ‛СтройСофт-Регион‛ обратились в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Госстрою России о признании недействительными п. 3 постановления Госстроя России от 27.01.03 № 14 ‛О внесении изменений в постановление Госстроя России от 08.04.02 № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве»‛ и п.п. 16 и 17 приложения № 2 к указанному постановлению.
Пунктом 6 постановления Госстроя России от 08.04.02 № 16 проектным, экспертным и строительным организациям рекомендовано использование автоматизированных программ сметных расчетов, сертифицированных Госстроем России, указанных в приложении № 2 к данному постановлению. Пунктом 3 постановления Госстроя от 27.01.03 № 14 из приложения № 2 к постановлению Госстроя России от 08.04.02 № 16 исключены автоматизированные программы‛Ресурсная смета‛ и ‛Смета 2000‛.
Иск мотивирован тем, что решение Госстроя России об исключении указанных программ из приложения № 2 к постановлению Госстроя России от 08.04.02 № 16 ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, их право по своему усмотрению осуществлять гражданские права, нарушает свободу договора, допущено использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, в результате чего истцы были поставлены в неравные условия при осуществлении хозяйственной деятельности, что подтверждается письмами партнеров и клиентов истцов.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.05.03 (согласно определению Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.03 решение было принято 03.06.03) по делу № А40-12256/03-119-126 иск удовлетворен.
Решение обосновано тем, что спорные положения постановления Госстроя от 27.01.03. № 14 изданы в нарушение п.1 ст.7 Федерального закона ‛О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках‛.
Указанное решение считаем незаконным, принятым в нарушение норм материального и процессуального права и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Утверждение суда о том, что в результате исключения указанных автоматизированных программ из приложения № 2 к постановлению Госстроя Росси от 08.04.02 № 16, истцы потеряли возможность исполнять обязательства по лицензионному договору от 25.12.00 № 12/1, договору от 01.03.00 № 14-н и дилерским договорам, является необоснованным. Согласно договору от 01.03.00 № 14-н (т.1, л.д.86) на поставку оргтехники, программных продуктов, а также выполнение дополнительных услуг, связанных с ними, заказчик – ООО ‛СтройСофт‛ поручает, а исполнитель – ООО ‛Макфлайн‛ осуществляет поставку исходных текстов программного комплекса ‛Ресурсная система‛ с правом дальнейшей доработки, изменения и распространения и ПК ‛Ресурсная система‛ как собственного программного продукта. Срок действия данного договора – с 01.03.00 по 31.12.00. Акт сдачи приемки исходных текстов ПК ‛Ресурсная система‛ от 27.03.00. В соответствии с лицензионным договором от 25.12.00 № 12/л (т.1, л.д.89) Московский центр ценообразования в строительстве ‛Мосстройцены‛ (Лицензиар) предоставляет ООО ‛Фирма СтройСофт‛ (Лицензиат) за вознаграждение уступку всех имущественных прав на зарегистрированную программу ЭВМ ‛Смета 2000‛, при этом Лицензиату предоставляются права на воспроизведение, распространение, модификацию и другое использование программы. Согласно дилерским договорам от 04.03.03, 07.01.03, 04.01.03, 12.02 и от 04.03.03 (т.1, л.д.84, 103, 125, НО, 115, 120) истец (поставщик) передает, а дилер принимает на себя обязанности по продаже программных продуктов. Доводы и доказательства, подтверждающие утверждение суда о невозможности выполнения указанных договоров в связи с принятием спорного постановления Госстроя России, в решении суда и в материалах данного дела отсутствуют.
Вывод суда об отсутствии оснований для издания спорного постановления является несостоятельным. В отзыве на исковое заявление и в судебном заседании ответчиком подробно изложены причины, на основании которых было издано спорное постановление. Так, автоматизированные программы сметных расчетов содержат в своей основе комплекс действующих нормативно-технических документов по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которые являются исходными для определение стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
При формировании приложения № 2 к постановлению Госстроя России от 08.04.02 № 16 из 30-ти видов сертифицированных автоматизированные программ сметных расчетов, в соответствии с отзывами региональных органов по ценообразованию в строительстве, были выбраны отдельные программные комплексы, рекомендуемые к использованию для составления проектно-сметной и первичной учетной документации в строительстве. При этом данные рекомендации не являются обязательными и относятся к строительству финансирование которого производится с привлечением средств федеральной бюджета.
При внесении изменений и дополнений в постановление Госстроя России от 08.04.02 № 16 (постановлением Госстроя России от 27.01.03 № 14) из числа рекомендуемых исключены программные комплексы, в составе которых был установлено наличие нормативов, не входящих в межотраслевую систем нормативных документов в строительстве, формируемую Госстроем России МТСН-81-98, разработанных с отступлением от федеральных нормативов. В соответствии с приказом Госстроя России от 16.10.00 № 229 документы, предусмотренные комплексом 81 СНиП 10-01-94 подлежат регистрации) Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России. В комплекс документе 81 СНиП 10-01-94 (ценообразование и сметы) включены правила и метод определения стоимости проектно-изыскательских работ и строительства составе предпроектной и проектной документации, а также сметная нормативная база для определения потребности в капитальных вложениях формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию осуществления расчетов между участниками строительства. Московские территориальные сметные нормативы (МТСН 81-98) не зарегистрированы установленном порядке указанным управлением Госстроя России, вследствие чего не могут быть использованы для строительства объектов, финансируемы за счет средств федерального бюджета.
При строительстве объектов за счет средств федерального бюджета является обязательным использование комплекса нормативно-технических документов по вопросам ценообразования и сметного нормирования строительстве, прошедшего регистрацию в Госстрое России, в порядке установленном приказом Госстроя России от 16.10.00 № 229. Поскольку при этом метод формирования сметной документации не является обязательным, постановление Госстроя России от 08.04.02 № 16, носит рекомендательных характер.
Поскольку указанным обстоятельствам судом не дана оценка, выводы суда, содержащиеся в решении, об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие оснований для исключения указанных автоматизированных программ из постановления Госстроя России от 08.04.02 № 16, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка суда на то обстоятельство, что выдача сертификатов произведена в соответствии с требованиями п.п. 2.3.1 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстроя России от 01.07.99 № 31, является неправомерной. Данным положением указанного постановления предусмотрено, что автоматизированные (компьютерные) системы, используемые при разработке и выпуске сметно-нормативной базы и сметной документации, должны отвечать соответствующим стандартам и пройти сертификацию Госстроя России. Кроме того, данное постановление не зарегистрировано Минюстом России, и, следовательно, не подлежит применению. При сертификации программной продукции устанавливается возможность работы сертифицируемой операционной системы с базами данных, содержащими сметные нормативы. При сертификации программ базы сметных нормативов, в том числе территориальных, на соответствие действующим нормативным документам не проверяются, о чем было изложено в ответе ФГУП ‛Центр программных средств массового применения в строительстве‛ Госстроя России от 28.05.03 № 10-02-279 на запрос представителя истцов Злобиной И.Б.
Следовательно, вывод суда о нарушении спорным постановлением Госстроя России п.1 ст. 7 Федерального закона ‛О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках‛, является неправильным.
Утверждение суда об отсутствии доказательств, подтверждающих факт наличия у истца полномочий на издание спорного постановления, несостоятелен. В соответствии с п. 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.11.99 № 1289, Госстрой России формирует межотраслевую систему нормативных документов в строительстве, обеспечивает разработку, регистрацию, утверждение, ввод в действие, пересмотр и отмену постановлениями Госстроя России нормативно-технических документов в области строительства.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
прошу:
отменить решение Арбитражного суда от 16.05.03 (03.06.03) по делу № А40-12256/03-119-126 полностью и принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Госстрой России освобожден от уплаты госпошлины на основании пп. 6 п. 3 ст. 5 Федерального закона ‛О государственной пошлине‛.
Приложение: 1. Копия решения Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.03 (03.06.03) по делу № А40-12256/03-119-126;
2. Квитанции о направлении лицам, участвующим в деле копий кассационной жалобы;
3. Копия письма Минюста России от 17.04.02 № 07/7275-ЮД;
4. Копия письма ФГУП ‛Центр программных средств массового применения в строительстве‛ Госстроя России от 28.05.03 № 10-02-279;
5. Копия определения Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.03 по делу № А40-12256/03-119-126 об отложении рассмотрения дела на 03.06.03;
б. Заверенная копия доверенности;
7. Ходатайство о приостановлении исполнения решения.
Представитель Госстроя России по доверенности от 17.03.03 № НК-1613/20
Коченкова А.Б.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31.07.2002 № 07/7275-ЮД
Москва
_______________________
На № СК-1943/10 от 17.04.2002 |
Председателю Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу
А.Ш. Шамузафарову |
Уважаемый Анвар Шамухамедович!
Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело представленное на государственную регистрацию постановление Госстроя России от 08.04.02 № 16 ‛О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве‛ и сообщает, что указанный документ соответствует законодательству Российской Федерации, издан в пределах компетенции и в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм.
В случае внесения в названный документ изменений, содержащих правовые нормы, они подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009 ‛Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации‛ (с учетом внесенных изменений и дополнений).
Акт, признанный не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти утвердившим акт. После опубликования такого акта необходимо проинформировать Министерство юстиции Российской Федерации об источнике его опубликования (наименование издания, его номер и дата) и направить один экземпляр в Министерство юстиции Российской Федерации.
ГОССТРОЙ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФГУП ЦПС
125057, Москва, а/я 65, Ленинградский пр-т, 63. Телефон / факс (095) 157-46-71,157-32-39
ИНН 7712031332 КПП 774301001 ОКПО 28932596 ОКОНХ 82000р/с 40603810838300100020 Сбербанк России г. Москва
Тверское ОСБ 7982, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225
E-mail: info@ gpcps.ru http: // www.gpcps.ru
28.05.2003 № 10-02-279
На № 14/3 от 21.05.2003
|
В Коллегию адвокатов ‛ФЕМИДА-М‛
адвокату Злобиной И.Б. |
На Ваш запрос сообщаю:
1. На момент выхода постановления Госстроя России № 16 от 08 апреля 2002 года сметные программы ‛Багира‛ и ‛Статус-Проект‛ не имели сертификаты соответствия (см. приложение).
2. Перечень нормативных документов, на которые проводится соответствие при проведении сертификации сметных программ, определяется Госстроем России в лице МЦЦС Госстроя России.
3. При сертификации программ базы сметных нормативов, в том числе и территориальных, на соответствие действующим нормативным документам не проверяются.