Прошло 10 лет с момента принятия постановления 18-15 о создании и переходе на «новую сметно-нормативную базу ценообразования» в строительстве в Российской Федерации.
Вспомним, что хотели реализовать этим документом:
-
1. Приступить в 1998 г. к разработке и формированию новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
- 2. Утвердить программу формирования новой сметно-нормативной базы согласно приложению. Для перехода на новую сметно-нормативную базу в строительстве были предусмотрены два основных этапа проведения работы: создание единых ресурсных показателей - государственных элементных сметных норм, а также нормативов лимитированных и прочих затрат (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.); разработка на базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм, региональных (территориальных) и отраслевых единичных расценок.
-
3. В целях единообразного подхода осуществить в 1998 г. аккредитацию действующих региональных центров по ценообразованию в строительстве.
-
4. Установить, что, начиная с 1 января 2001 г., вся сметная документация для строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета, должна составляться на основе новой сметно-нормативной базы.
Правда, данное постановление отменили в 2001 году, когда все запланированные сроки перехода вышли, а новую сметную базу так и не создали. И назвали эту базу: «Нормами 2001 года в уровне цен на 1 января 2000 года».
Так уж сложилось, что при разработке норм 2001 года не было предпроектных работ, никто всерьез не анализировал систему их построения, системы кодирования и в целом как с ними в будущем работать придется. Делали нормы по частям разные организации, не согласуя между собой информацию. Все это в настоящее время привело к очень интересному положению. Как утверждают сотрудники ФГУ ФЦЦС, в новой редакции норм 2001 года от 2008 года исправлено колоссальное количество ошибок – более 70 000 штук. Такого количества недочетов в ценообразующих нормах не было во всех ранее существовавших сметных нормах за всю историю сметного дела в России.
Но и не это самое главное в применении сметных норм в настоящее время. При разработке не были продуманы правила определения стоимости строительства в текущем и прогнозном уровне цен. Нельзя игнорировать уровень цен 2000 года. Всегда для статистики, сравнения разных параметров необходимо иметь точку отсчета, которой и является уровень цен 2000 года. Однако, когда кто-либо что-то строит сейчас, то рассчитываться он может только в сегодняшних рублях и по действующим ценам.
Так уж сложилось, что автору заказали изучить вопрос мониторинга и подготовить методику определения цены строительства в актуальных ценах. Сложил как обычно в стопку все методические документы по ценообразованию и нашел в них практически одну и ту же фразу из МДС 81-35.2004:
«3.24. Сметная документация составляется в текущем уровне цен.
3.30. На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов.
Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы:
-
к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ);
-
к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).
Индекс состоит из целых чисел и двух знаков после запятой.
4.25. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции. В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.
4.28. Для составления инвесторских смет рекомендуется, на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и результатов статистических наблюдений о ценах на строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе, не реже одного раза в квартал разрабатывать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции.»
Вот только нигде не написано, как осуществлять мониторинг цен, как рассчитывать индексы, использовать текущие цены в сметном расчете и, в итоге, определять согласно п. 3.30 МДС 81-35.2004 стоимость строительства в текущем уровне цен. Поэтому по всей стране изобрели 89 вариантов с множеством подвариантов, как все вышенаписанное делать.
Однако не во всех регионах смогли или захотели обеспечить строительный комплекс информацией достоверной и достаточной для точного и быстрого определения стоимости строительства в текущем уровне цен.
Не всегда можно оперировать индексами в количестве от 1 до 10, публикуемыми в региональных и федеральных вестниках и справочниках. Они хороши для большой статистики, заумных рассуждений, но для сметчика практически ничего не дают.
Не помогла и волшебная палочка-выручалочка под названием «ресурсный метод расчета». Если считать отделку жилой комнаты (обои поклеить), то это неплохой вариант. Но если брать в расчет объект больше, чем коттедж, то использовать эту механику надо очень осторожно. И вот почему.
На дворе конец 2008 года.
Уже сложно говорить, что используется «новая сметно-нормативная база». Практикующие сметчики посетили массу семинаров, где им с трибуны многократно прочитали выдержки из МДС и прочих документов и писем. Многие уже наизусть знают нормы и правила. Почти все используют для работы сметные программы. Только нет нигде данных о предложениях поставщиков материалов, пригодных для использования в сметных программах (а иначе и смету сейчас к нужному времени не составишь).
Причин к этому много:
-
Терзать службы материально-технического обеспечения с вопросом, что и сколько стоит, можно, только ответ не всегда получим, да и тот по русской традиции может быть самым большим.
-
Региональные справочники со средними ценами дают в лучшем случае среднюю температуру по больнице, а зачастую и не соответствуют истине в значительно меньшую сторону по ряду причин.
-
Интернет тоже не спасает. Не все даже крупные поставщики и посредники имеют свои Интернет-ресурсы или в них часто размещаются рекламные материалы общего характера.
-
Остается один из немногих вариантов – те прайс-листы поставщиков, которые удалось собрать.
Итак, смету в виде набора работ с объемами и описаниями составили, состав ресурсов всех видов получили. Остается напрячься, собрать 3 десятка прайсов и, в зависимости от задач, найти в них и проставить в ресурсной ведомости выбранные цены. Далее Excell уже хорошо справляется! Но пока прайсы собирали, изучали и циферки из них копировали, то уже и торги прошли.
Что же можно сделать в данной ситуации?
Группа компаний «СтройСофт» с 2006 года занялась этим вопросом. В настоящее время подготовили и реализовали для практического использования комплекс методических документов и программных продуктов. В комплексе они позволили разделить вопрос определения стоимости строительства в текущем уровне цен на набор этапов:
-
сбор и обработка прайс-листов поставщиков различного масштаба. При обработке прайс-листов происходит их привязка к сметным нормам, что в последующем дает все необходимые данные;
-
расчет по всей номенклатуре сметных норм средних показателей на основании прайс-листов (расценки на работы, материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы, заработная плата);
-
расчет по всей номенклатуре сметных норм полной системы индексов (а их желательно иметь 5 уровней: от элементных до региональных);
-
формирование справочников с данными о поставщиках и их предложениях, доступных в сметной программе.
Что мы в итоге получили:
-
Система индексов позволяет быстро и полностью автоматически производить перерасчет сметной документации в заданный уровень цен. Но эта цена у всех будет почти равна.
-
Использование справочников средних сметных цен позволяет в любом виде комбинировать ресурсные и базисно-индексные варианты расчетов. В общем, это почти равносильно применению поэлементных индексов 1 и 2 уровней и получению средневзвешенной стоимости строительства.
-
Использование в полностью автоматическом режиме данных, хранящихся в прайс-листах поставщиков, с учетом правил статистических обработок дает возможность быстро получать максимально или минимально возможные стоимости строительства с получением полных данных о том, где и у кого надо закупать материалы.
-
Полуавтоматический выбор поставщиков материалов и машин в различных режимах расчетов смет позволяет с любой точностью и в крайне сжатые сроки проводить сметные расчеты. При этом также формировать списки поставщиков.
Все это работает, но только в программе «Smeta.ru». Для этого подразделение ГК «СтройСофт» проводит непрерывный сбор информации у поставщиков материалов, их полную обработку и сегодня может предоставить данные поставщиков с прайсовыми позициями.
Мы полностью готовы к выполнению требований п. 30 постановления № 87 от 16 февраля 2008 года: «30. …сметная документация составляется в сметных ценах, сложившихся ко времени ее составления.».
С декабря 2008 года мы начинаем размещать на нашем сайте
прайс-листы поставщиков, привязанные к сметным нормам. Для пользователей программы «Smeta.ru» эта информация будет доступна в виде специально подготовленного файла.
Следите за нашими новостями, и вы первыми сможете воспользоваться новыми услугами от ГК «СтройСофт».
Дмитрий Борисович Виноградов
вице-президент группы компаний,