На главную страницу info@smeta.ru карта сайта
 
Cloud.Smeta
Поиск по ресурсам ГК СтройСофт


Наш форум


Просмотр
Регистрация






Мониторинг баз данных


Smeta.RU  »  » Версии, патчи, технологии » Мониторинг баз данных

Утилита мониторинга баз данных

 
Недостатки и причины доработки существующей утилиты мониторинга баз данных IB_Backup

 
Существующая на данный момент и входящая в состав пакета СтройОфис до 5-ой версии включительно утилита мониторинга баз данных (БД) IB_Backup имеет следующие недостатки и ограничения:
  • Невозможность конфигурировать утилиту в Windows Vista в случае ее запуска в виде сервиса. Утилита разрабатывалась в то время, когда Windows Vista еще появилась, а, между тем, именно выпуск этой операционной системы и привел к переработке утилиты. В Vista изменена структура работы приложений и сервисов. Если раньше службы и драйвера загружались в сессии 0, первый пользователь также в сессии 0, второй – в сессии 1, то в Vista службы загружаются по-прежнему в сессии 0, первый пользователь в сессии 1, второй – в сессии 2 и.т.д. Если служба пытается вывести модальное окно, то оно либо не появится вообще, либо выведется в т.н. «защищенный рабочий стол». В WinXP/Win2K3 при работе по удаленному терминалу/консоли подобное сообщение будет выведено непосредственно на рабочий стол сессии 0, то есть его увидит только первый по счету пользователь. Из-за такого поведения IB_Backup приходилось запускать в виде обычного приложения, однако это приводило к тому, что на сервере БД всегда должен быть залогинен хотя бы один пользователь, и, также, приложение обязательно должно быть запущено с правами администратора.
  • Неочевидный пользовательский интерфейс с плохо структурированным деревом объектов, пунктами меню и др.
  • Обязательное требование административных привилегий в случае запуска как приложения.

Все проблемы решаются при разделении функционала на две логические составляющие – сервис, отвечающий за все действия с базой (создание копии, восстановление, проверка и пр.) и приложение (application), выполняющее функции конфигуратора.

 
Утилита мониторинга баз данных: что нового

 
Таким образом, утилита мониторинга баз данных полностью переделана и функционально разделена на две части:
  • Сервер – невизуальный функциональный модуль, оформленный в виде сервиса Windows и осуществляющий все работы с базами данных: проверку, создание копии, восстановление из копии, поднятие версии БД, ремонт БД, перемещение многофайловой БД, выключение сервера после создания копии БД.
  • Клиент (конфигуратор) – обычное приложение Windows, осуществляющее визуализацию действий сервера и являющееся рабочим инструментом пользователя. Принципиальное отличие и новшество клиента по сравнению со старыми IB_Backup – возможность его запуска на любой машине в локальной сети, так как для обмена данными между сервером и клиентом используется протокол TCP/IP.

Кроме того, добавлены следущие особенности:

  • Клиент работает с правами обычного пользователя.
  • Полностью переработан пользовательский интерфейс (конфигуратор). Он стал более дружественным пользователю, интуитивно понятней и информативней.
  • Переработано дерево объектов (баз данных).
  • Добавлены функции ремонта зарегистрированных баз данных, а также действие «создание копии и выключение» с предварительным запросом имени пользователя и пароля.
  • Многие элементы управления сопровождаются соответствующими картинками-иконками.
  • Добавлено несколько сервисных функций (предупреждение о большом размере файлов БД на файловой системе FAT32, расширена информация о БД и др.)

 
Установка утилиты

 
Установка утилиты мониторинга БД осуществляется общим инсталлятором «СтройОфис» и имеет следующие особенности:

Серверная часть устанавливается вместе с сервером Firebird. В случае установки на новую машину во время инсталляции выдается запрос на добавление задания (периодическое – каждую неделю в 03:00:00) на проверку БД. В случае обновления старой версии при первом запуске сервиса происходит автоматическое преобразование файлов конфигурации старого IB_Backup в новый формат, после чего старые файлы переименовываются в файлы с расширением .old.

Клиентская часть устанавливается отдельным пунктом в инсталляторе («Клиент мониторинга баз данных»). По умолчанию клиент пытается соединиться с сервером на локальной машине. В случае, если сервер БД (и сервер мониторинга БД, соответственно) установлен на другом компьютере, то в клиенте необходимо выбрать этот компьютер в качестве сервера.

Примечание. Для WinXP SP2 и выше инсталлятор создает правило для встроенного брандмауэра. При использовании сторонних брандмауэров необходимо для сервера прописать правило – протокол TCP/IP, порт 5000.

Примечание 2. В службах Windows сервер можно найти по имени «StroySoft IB Backup Service»

Примечание 3. Так как клиентская часть – это теперь отдельное приложение Windows, то его запуск осуществляется стандартно, двойным кликом на иконке приложения, а не при нажатии сочетания клавиш Ctrl+F11.

 
Работа с утилитой мониторинга баз данных

 
Основные положения

При запуске клиента мониторинга баз данных IBBackup_Configurator.exe происходит автоматическое соединение с сервером. По умолчанию – это локальный компьютер (localhost). Пока соединение не установлено, практически все элементы управления недоступны, а в левом нижнем углу в строке статуса показывается, что идет постоянный процесс попытки подключения к серверу:

Причины, по которым подключение к серверу не происходит, могут быть следующие:

  • между компьютерами клиента и сервера нет связи по TCP/IP;
  • компьютер, к которому идет подключение, защищен брандмауэром;
  • на компьютере вообще не установлен (или не запущен) сервер мониторинга баз данных.

Рекомендации: проверьте наличие на компьютере-сервере установленного и работающего сервиса мониторинга баз данных; настройки любого брандмауэра, включая встроенный; наличие пинга между клиентским и серверным компьютерами.

Для подключения к произвольному серверу в клиенте необходимо выбрать пункт меню Файл -> Настройки и в появившемся диалоге выбрать компьютер из списка, либо набрать его адрес вручную:

При наборе в качестве имени компьютера допустимо как DNS-имя, так и IP-адрес.

После соединения с сервером на клиенте загрузится дерево объектов и станут доступны все элементы управления:

Слева в окне находится дерево объектов. Верхними узлами дерева являются зарегистрированные базы данных. Каждая база данных имеет дочерние узлы – задания на проверку, задания на сохранение и копии. Справа находится панель клавиш с различными действиями с базами данных. Снизу расположена панель статуса со следующей информацией:

  • Текущее подключение.
  • Время выполнения текущей операции.
  • Статус сервера – ожидание, создание копии, восстановление из копии и пр.
  • Индикация сетевой активности.
  • Количество принятых от сервера пакетов данных.

 
Регистрация новой базы данных

 
Для добавления (регистрации) новой базы данных пользователь нажимает клавишу «Добавление базы данных). Появляется окно с параметрами БД:

В окне «Добавление базы» необходимо выбрать путь к файлу на компьютере, где находится сервер, а также рабочую папку:

Важно: в окне выбора файлов или папок отображается структура каталогов сервера, а не клиента. Вся работа с базами данных также происходит на сервере.

Если необходимо, можно ввести самостоятельно отличные от установленных по умолчанию имя пользователя и пароль, а также установить галку «Удалять копии старше … дней».

После нажатия клавиши ОК новая база данных добавится в дерево объектов:

 
Ручная работа с базами данных

 
Чтобы проверить базу на наличие повреждений, необходимо нажать клавишу ‛Проверка базы данных‛.

Чтобы создать копию базы данных, необходимо нажать «Создание копии базы данных». В ответ появляется запрос с именем копии БД по умолчанию:

Имя копии базы данных уникально, т.е. на момент создания копии файла с таким именем на сервере еще нет. Это имя можно оставить либо изменить в диалоге выбора файлов.

По нажатию клавиши ОК начнется процесс создания копии БД. При этом главное окно утилиты мониторинга станет недоступно, за исключением клавиш «Прервать» и «Закрыть», а также некоторых пунктов меню:

После создания копии базы появится соответствующее сообщение, окно вновь станет доступно, а в дереве объектов появится соответствующий узел копии:

Чтобы восстановить базу данных из какой-либо ее копии, необходимо щелкнуть в дереве объектов мышью по этой копии, выделив ее тем самым, и нажать на клавишу «Восстановление базы данных»:

При восстановлении базы данных из копии возможны следующие варианты:

  • На место исходной базы данных – текущий файл (файлы) базы данных заменяются восстановленными из копии.
  • Восстановление новой однофайловой базы данных в произвольном месте на сервере.
  • Восстановление новой многофайловой базы данных в произвольном месте на сервере.

При нажатии на клавишу «Старт» начинается процесс восстановления базы данных из копии.

Для ремонта поврежденной базы необходимо нажать клавишу «Ремонт базы данных». В процессе ремонта сначала создается копия базы, затем из копии на прежнее место восстанавливается новая база данных.

При необходимости создания копии базы данных и последующего автоматического выключения сервера нужно нажать клавишу «Создание копии и выключение». В появившемся окне нужно ввести имя пользователя и пароль учетной записи с правами на выключение сервера:

В случае правильного ввода после создания копии базы данных сервер будет автоматически выключен.

Для удаления регистрации базы данных необходимо щелкнуть мышью в дереве объектов корневой для данной базы узел и нажать клавишу «Удалить». При этом удаляется только регистрационная информация, сами файлы с диска не удаляются.

Для удаления копии базы данных необходимо щелкнуть мышью в дереве объектов по соответствующему узлу и нажать клавишу «Удалить». При этом удаляется как регистрационная информация (узел в дереве), так и сам файл копии базы данных.

Примечание 1. Любое действие на сервере может быть прервано путем нажатия клавиши «Прервать», однако это может занять достаточно долгое время.

Примечание 2. Во время выполнения задания клиент может быть закрыт. О результатах выполнения задания можно будет узнать из журнала операций в любой момент (при наличии подключения к серверу).

 
Автоматическая работа с базами данных

 
Для автоматической работы с базами данных пользователь может настроить различные типы заданий.

Задания разделяются на периодические и разовые, а также на задания на сохранение и задания на проверку.

Для добавления задания на сохранение необходимо раскрыть соответствующий узел в дереве объектов и нажать клавишу «Добавить»:

После выбора необходимых параметров и нажатия ОК новое задание добавится в окно объектов:

Аналогично можно добавить и задание на проверку.

В момент наступления времени, определенного в задании, это задание запустится на выполнение, при этом на клиенте против этого задания начнет мигать стрелка. Разовое задание после выполнения удалится из дерева объектов. Результаты выполнения заданий можно посмотреть в журнале операций.

Кроме выполнения заданий на проверку и сохранение, к автоматической работе относится удаление копий базы данных старше определенного количества дней. При этом одна копия всегда остается, вне зависимости от ее возраста.

 
Другие функции клиента мониторинга баз данных

 
Лог. Окно лога автоматически открывается при начале выполнения любой операции с базой данных (по умолчанию) и служит для вывода служебной информации о текущей операции:

Лог не сохраняется и теряется при выходе из программы. Открывается также по нажатию пункта меню Файл -> Лог.

 
Журнал операций. Открывается по нажатия пункта меню Файл -> Журнал операций и служит для хранения информаций по всем проведенным операциям с базами данных. Журнал хранится на сервере и обновляется на клиенте автоматически при изменении своего содержимого. Максимальный размер журнала операций определен в 40 Килобайт.

 
Информация о базе данных. Пользователь может получить информацию о зарегистрированной базе данных, выбрав пункт меню База данных -> Информация:

 
Обновление базы данных. Для того, чтобы обновить базу данных до новой версии, необходимо выбрать пункт меню База данных -> Обновление. В появившемся окне нужно выбрать путь к скриптам обновления БД и нажать ‛Обновить‛:

 
Создание копии, восстановление из копии и ремонт базы произвольной базы данных – производятся из соответствующих подпунктов меню главного меню Утилиты. Действия при этом аналогичны подобным действиям с зарегистрированными базами данных.
 
Перемещение многофайловой базы данных – вызывается выбором пункта меню Утилиты -> Перемещение многофайловой базы. Это действие необходимо, так как в подобных базах адреса второго и последующих файлов хранятся в виде абсолютных, а не относительных путей. Поэтому простое копирование всех файлов в другую директорию приведет к невозможности подключения к ним.




Важно     

 
 
 
 
 
 
 01/06/2021 




Контактная информация



119017, г. Москва, Погорельский пер.,
д. 6
(с 10:00 до 18:00);
Часы работы отдела реализации: с 10:00 до 17:00
Рабочие дни: с понедельника по пятницу
Тел./факс: +7 (495) 974-15-89 (многоканальный)
Тел./факс: +7 (495) 221-78-77 (многоканальный)
e-mail: support@smeta.ru
105082, г. Москва, ул. Бакунинская,
д. 41, стр. 1
(с 9:00 до 17:00);
Рабочие дни: с понедельника по пятницу

Тел./факс: +7 (495) 221-78-59
Тел./факс: +7 (495) 223-08-61
Тел./факс: +7 (495) 223-08-59

По вопросам сотрудничества и рекламы: quality@smeta.ru
 
© 1995-2021 Группа компаний «СтройСофт»  
16.10.2021 04:46:15