Проблемы лицензирования строительства, экспертизы проектно-сметной документации и новый Градостроительный кодекс
Журнал «Правовые вопросы строительства», 2005 год
Маклаков В.Н., заместитель генерального директора по научной работе ООО «Центр экономики и ценообразования в строительстве» (группа компаний «СтройСофт»), Виноградов Д.Б., генеральный директор ООО «СтройСофт-Регион»
Новый Градостроительный кодекс внёс существенные изменения в правовое регулирование инвестиционной деятельности, но, в связи с неготовностью сопутствующей нормативной базы, заметно увеличилось количество вопросов, на которые сегодня нет ответов. Одна из спорных и болезненных проблем — лицензирование строительной деятельности.
Лицензирование сегодня
Очевидно, что и лицензирование, и экспертиза нуждаются в совершенствовании. Об этом говорили все участники конференции «Итоги лицензионной деятельности Росстроя за I полугодие 2005 года. Задачи по совершенствованию лицензирования в строительной отрасли в условиях изменения требований законодательства», которая состоялась в г. Москве 21 июля 2005 года с участием нового руководителя Росстроя С.И. Круглика, председателя лицензионной комиссии А.А. Попова, заместителя министра региональной политики Л.Н. Чернышева, генерального директора ГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» А.П. Толкачёва, вице-президента Российского союза строителей и инженеров-строителей О.И. Лобова. Сегодня получение лицензии не представляет сложности для любого физического или юридического лица, и в сущности есть лишь узаконенный побор.
При этом лицензии выдают не государственные органы, а коммерческие структуры при органах исполнительной власти. Штаты их малочисленны, а потому контролировать деятельность субъектов, получивших у них лицензию, эти организации не в состоянии. Более того: по лицензии, полученной в лицензионном центре Московской области (ЛЭУ), разрешено строить на всей территории Российской Федерации. Совершенно очевидно, что специалисты ЛЭУ физически не смогут контролировать работу строительных организаций, получавших лицензию у них, но ведущих работы по государственному заказу в Дальневосточном федеральном округе.
Всё, что они могут — это отозвать или приостановить действие лицензии после выявления на объекте строительства или введённом в эксплуатацию объекте грубых нарушений или фактов обрушения либо потери прочностных характеристик отдельных строительных конструкций. Также эти инстанции не несут ответственность за выдачу лицензий фирмам, не имеющим квалифицированных руководителей и специалистов строительного профиля, прошедших проверку их профессиональных знаний и качества выполняемых работ. Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов отметил весной, на заседании Комитета по собственности, что «на практике … все процедуры по лицензированию сводятся к элементарной покупке документа, удостоверяющего прохождение лицензирования. Официальная стоимость свидетельства — 1300 руб., но существует теневой рынок, где можно приобрести лицензию по цене от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб.». По его данным, только за прошлый год было выдано 70 тыс. лицензий, общее же число выданных лицензий насчитывает более 200 тыс. По мнению А. Шаронова, отследить соблюдение требований законодательства всеми лицензиатами не представляется возможным. По данным Министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа, средняя стоимость получения строительной лицензии — $50 тысяч, и эти деньги не доходят до государственного бюджета.
Сегодня Правительство РФ считает целесообразным отказаться от лицензирования строительной деятельности. При этом исходят из того, что в настоящее время существует семь видов контроля за строительной деятельностью со стороны исполнительной власти: при проведении инженерных изысканий в порядке, установленном Правительством; проведение экспертизы проектной документации на соответствие техническим и экологическим нормативам; выдача разрешений, подтверждающих соответствие требований градостроительной документации и др. Кроме того, местные органы исполнительной власти выдают разрешение на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости и осуществляют постановку сооружений на госучет.
В настоящее время принят и введён в действие Закон от 02.07.05 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», сокращающий количество лицензируемых видов деятельности. Согласно этому документу, лицензирование строительной деятельности отменяется с 1 января 2007 года.
Выбор подхода к лицензированию
Отказ от устоявшейся системы лицензирования отдельных видов деятельности и экспертизы проектно-сметной документации для большей части возводимого жилья и иных объектов недвижимости требует осмысления. Например, имеет смысл обратиться к мировому опыту: в большинстве стран с рыночной экономикой лицензии на выполнение строительно-монтажных работ выдаются не организации, а конкретным специалистам, физическим лицам. У нас такой подход к лицензированию и подтверждению права на выполнение той или иной работы тоже существует – но для отдельных видов деятельности. Например, для механизаторов (права на управление строительной машиной, грузоподъёмным, транспортным средством), сварщиков (дипломированный сварщик), стропальщиков и т.д.
Проанализируем теперь судьбу лицензирования с точки зрения недавно введённого в действие Градостроительного кодекса. Они не дают однозначного ответа о дальнейшей судьбе лицензирования.
В пункте 2 статьи 52 Градостроительного кодекса определено, что физические и юридические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт объектов капитального строительства, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. При этом не уточняется, каким именно требованиям, и включают ли эти требования наличие лицензии.
Так, согласно статье 51 при выдаче разрешения на строительство не требуется документа, подтверждающего наличия у застройщика лицензии, а пункт 10 данной статьи не разрешает требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
Экспертиза проектно-сметной документации
Не меньше вопросов возникает при практической реализации Градостроительного кодекса в части экспертизы проектно-сметной документации. Конечно, существующий порядок проведения экспертизы надо менять. Сегодня предусмотрены три независимых экспертизы — государственная вневедомственная экспертиза при бывшем Госстрое России, экологическая и промышленная экспертизы. Каждая из них является самостоятельным юридическим лицом и взимает деньги с инвесторов (службы заказчика) за свою подпись и печать, но не несёт при этом никакой ответственности за безопасность и надежность возводимых сооружений. Трудно признать такую организацию удачной формой государственного надзора за строительством. Всем памятна история с обрушением несущих конструкций аквапарка в г. Москве, когда за проведение экспертизы было заплачено свыше $2 млн. при нулевой ответственности за последствия.
Согласно Градостроительному кодексу, экспертиза предусматривается для:
-
проектов документов территориального планирования
-
проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
-
проектной документации объектов капитального строительства, за исключением:
-
отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
-
жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
-
многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
-
отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
-
отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
Отмена обязательной экспертизы при индивидуальном жилищном строительстве и строительстве иных объектов (гаражей, вспомогательных объектов и т.д.) может привести и, вероятнее всего, приведёт к негативным последствиям. Владельцы дорогостоящих загородных коттеджей, построенных без технического надзора по не прошедшему никакой экспертизы собственному проекту подрядчика, не имеющего лицензии и ликвидировавшего фирму после реализации построенных объектов, останутся наедине со своей бедой, если в стенах их коттеджей возникнут трещины или произойдут обрушения отдельных конструктивных элементов или объекта в целом.
Пунктом 4 ст. 49 Градостроительного кодекса определено, что «государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением». Таким образом, планируется создание единого органа, которому будет поручена экспертиза проектной документации при возведении объектов недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 60 Градостроительного кодекса в случае наличия положительного заключения на проектную документацию, в действительности не соответствующую требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, указанный орган будет нести субсидиарную ответственность за причинение вреда, в результате повреждения или разрушения построенного объекта.
Закон уже вступил в силу, а государственной экспертизы и негосударственной экспертизы, проводимой организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до сих пор нет, и не известно, когда будет, как и нет в России ни одного технического регламента на строительную продукцию.
Итак, установленный в Градостроительном кодексе порядок проведения экспертизы сметной документации только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов; отмена лицензирования при возведении индивидуальных жилых домов и планируемая полная отмена лицензирования. Эти меры могут привести к снижению качества возводимых объектов и усложнению контроля за проектированием и строительством объектов вызывает обеспокоенность…