ООО «СтройСофт-Регион»
119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 51А/9, стр. 1
Тел./факс: (495) 223-08-59, 221-78-59, 221-78-69
E-mail: diler@smeta.ru
http://www.smeta.ru/
"31" марта 2010г.
№ 7720-ПМ-2690
Председателю Правительства
Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
от генерального директора
ООО «СтройСофт-Регион»
Виноградова Дмитрия Борисовича
Уважаемый Владимир Владимирович!
Основанием для обращения к Вам является то положение в сметном ценообразовании в строительстве, которое сложилось сегодня.
Действующая система определения стоимости строительства сегодня живет своей отдельной жизнью от стройки, не описывает ее реальных затрат, не содержит описаний новых массовых технологий строительства. В результате стоимость строительства, несмотря на кризисное снижение стоимости ресурсов, продолжает только расти. Одной из причин такого положения является деятельность федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов».
Вопросы ценообразования в строительстве находятся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации. Большая часть из них делегирована этим министерством своему подотчетному предприятию, федеральному государственному учреждению «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее ФГУ ФЦЦС). От Министерства регионального развития Российской Федерации данное направление и ФГУ ФЦЦС курировал Круглик С.И.
С 12 июля 2004 года ФГУ ФЦЦС руководит Ермолаев Евгений Евгеньевич (приложение 1).
Основной задачей ФГУ ФЦЦС, согласно его Уставу (приложение 2), является организация процессов нормирования в сметном деле. Однако с 2007 года руководством этого учреждения ведется деятельность, которую сложно отнести к вопросам нормирования стоимости строительства.
Сметные нормативы, которые активно использовались в инвестиционном процессе до 2008 года, разрабатывались и вводились в действие в период до 2007 года. До 2007 года практически все организации, причастные к строительству, были обеспечены нормативами как федерального, так и регионального уровней. При использовании нормативов возникали вопросы точности их расчетов, отсутствия необходимых нормативов, особенно описывающих современные массовые технологии строительства. Строительное сообщество ожидало доработок нормативов в области строительных технологий, методологии.
С 2008 года со стороны руководства ФГУ ФЦЦС под предлогом введения «исправленной» сметной нормативной базы редакции 2008 года началось активное продвижение личных интересов.
Это выражается в следующем.
Начальником ФГУ ФЦЦС Ермолаевым Е.Е., его заместителем Седовым В.В., бывшим начальником отдела ФГУ ФЦЦС, а сейчас служащим Министерства регионального развития Российской Федерации Силка Д.Н. была создана сеть взаимосвязанных частных компаний по единому направлению деятельности (приложения №№ 6a…6q):
Полное наименование учрежденного ЮЛ |
ОГРН |
Юридический адрес ЮЛ |
Дата внесения записи в ЕГРЮЛ |
Руководитель |
Учредители |
вклад |
ООО "ГосСтройСмета" |
1057747149019 |
119991,Город Москва, Улица Строителей,6,корп. 4, |
02.06.2005 |
Генеральный директор Семенова С.Ю. |
Фильчакова О.О.
Силка Д.Н. (уступил долю Фильчаковой О.О.) |
10000 |
Автономная некоммерческая организация "Высшая школа руководящих работников и специалистов инвестиционно - строительной сферы" |
1067799033830 |
119991,Город Москва, Улица Строителей,6,корп. 4, |
27.12.2006 |
Президент Силка Д.Н. |
Силка Д.Н. |
0 |
Ермолаев Е.Е. |
0 |
ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА "ГЛАВИНВЕСТСТРОЙ" |
1077746380909 |
117186, Город Москва, Улица Нагорная, д.9, к.2 |
22.02.2007 |
Генеральный директор Земцов С.А. |
Земцов С. А. |
5000 |
Ермолаев Е.Е. |
5000 |
ООО "СМЕТА-ОНЛАЙН" |
5077746727867 |
125466, Город Москва, Улица Соловьиная Роща, д.6, кв. 28 |
28.04.2007 |
Генеральный директор Буланников В.Н. |
Ермолаев Е.Е. |
4900 |
Башкиров К.Н. |
4500 |
Буланников В.Н. |
600 |
ООО "Экспертно-консультационный центр в строительстве" |
1087746000693 |
117331, Город Москва, Проспект Вернадского, д.29, оф.1804 |
09.01.2008 |
Генеральный директор Максаков К.А. |
Земцов С.А. |
2500 |
Максаков К.А. |
2500 |
Ермолаев Е.Е. |
2500 |
Гордезиани Ш.М. |
2500 |
ООО "Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве" |
1087746426877 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
27.03.2008 |
Генеральный директор Силка Д.Н. |
Фильчакова О.О. |
9000 |
Силка Д.Н. |
1000 |
ООО "Национальный центр ценообразования в сфере изобразительного искусства" |
1087746497850 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
10.04.2008 |
Генеральный директор Орловская Ж.В. |
Ермолаев Е.Е. |
5000 |
Орловская Ж.В. |
5000 |
ООО "Центральная научно-исследовательская лаборатория неразрушаю-щего контроля" |
1087746520553 |
105082,Город Москва, Переулок Ирининский 2-й,3/5,СТР.1, |
16.04.2008 |
Генеральный директор Картанин А.Г. |
Фильчакова О.О. |
9000 |
Силка Д.Н. |
1000 |
ООО "Центральная лаборатория обследования и контроля теплоэнергетического оборудования" |
1087746520696 |
105005,Город Москва, Переулок Посланников,5, |
16.04.2008 |
Генеральный директор Черкасова Т.Э. |
Ермолаев Е.Е. |
7000 |
Силка Д.Н. |
3000 |
Некоммерческая организация "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" |
1087799014082 |
119991,Город Москва, Улица Строителей,6,корп. 4, |
04.05.2008 |
Президент Ермолаев Е.Е. |
ООО "Стройинформиздат", 1047796945184 |
|
ЗАО "Сибирский региональный центр ценообразования в строительстве", 1025500992263 |
|
ООО "Научно-технический центр сметного нормирования", 1047796920973 |
|
ООО "Центр по ценообразованию в строительстве", 1026301164592 |
|
ООО "ГосСтройСмета", 1057747149019 |
|
ООО "Экспертно-консультационный центр в строительстве", 1087746000693 |
|
ООО "Челинформцентр", 1027402555014 |
|
ООО "Стройсофтсервис" |
1087746607222 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
05.05.2008 |
Генеральный директор Торопов Д.В. |
Фильчакова О.О. |
6500 |
Седов В.В. |
2500 |
Торопов Д.В. |
1000 |
ООО "Центральный научно-исследовательский институт организационно-технологического проектирования" |
1085032006014 |
143026, Область Московская, Район Одинцовский, Рабочий (заводской) поселок Новоивановское, Улица Агрохимиков, д.9 |
30.05.2008 |
Генеральный директор Попков А.Г. |
Фильчакова О.О. |
9000 |
Силка Д.Н. |
1000 |
ООО "Национальный центр инновационных информационных технологий в строительстве" |
1087746791087 |
117513,Город Москва, Улица Островитянова,10/1, |
30.06.2008 |
Генеральный директор Зимин С.Г. |
Фильчакова О.О. |
7500 |
Паршков Д.В. |
1500 |
Силка Д.Н. |
500 |
Долотов М.М. |
500 |
ООО "Центральный научно-исследовательский институт мониторинга стоимости строительных ресурсов" |
1087746854557 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
18.07.2008 |
Генеральный директор Силка Д.Н. |
Фильчакова О.О. |
9000 |
Силка Д.Н. |
1000 |
ООО "Центральный научно-иследовательский институт макроэкономики инвестиционно - строительных процессов" |
1087746854579 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
18.07.2008 |
Генеральный директор Силка Д.Н. |
Фильчакова О.О. |
9000 |
Силка Д.Н. |
1000 |
ООО "Центр сертификации автоматизированных программ и экспертизы электронных баз данных нормативов в строительстве" |
1087746854612 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
18.07.2008 |
Генеральный директор Силка Д.Н. |
Фильчакова О.О. |
9000 |
Силка Д.Н. |
1000 |
Общероссийский профессиональный союз сметчиков |
1087799029405 |
127299, Город Москва, Переулок Вокзальный, д.5, кв.9 №2 |
31.07.2008 |
Председатель Общероссийского профессионального со за сметчиков "ОПСС" Ермолаев Е.Е. |
Силка Д.Н. |
|
Мокроусова И.В. |
|
Калюжная О.Е. |
|
Тупоносова Г.А. |
|
Ермолаев Е.Е. |
|
Хачатрян А.В. |
|
Сковородко А.В. |
|
Журавлев П.А. |
|
Пушкарев Ю.Г. |
|
Сандракова С.В. |
|
Силкина М.М. |
|
Симанович В.М. |
|
Табуйка М.В. |
|
Фадеева Г.В. |
|
ООО "Международный центр информационных технологий Информ-Авиа" |
1097746346499 |
105062,Город Москва, Переулок Фурманный,10,СТР.1, |
11.06.2009 |
Генеральный директор Семенова С.Ю. |
Жукова К.В. |
5000 |
Фильчакова О.О. |
4000 |
Седов В.В. |
1000 |
В феврале 2007 года ФГУ ФЦЦС провело внутренний конкурс по выбору сметной программы. Победителем данного конкурса стало ООО «Госстройсмета», принадлежавшее в тот момент начальнику управления образовательных программ ФГУ ФЦЦС Силка Д.Н. Так как конкурс не относился к федеральным закупкам и проводился ФГУ ФЦЦС в инициативном порядке, то внимания к нему было мало. Сегодня программа сметных расчетов «Госстройсмета», принадлежащая одноименной частной компании (приложение 8), аффилированной через совместные с начальником ФГУ ФЦЦС Ермолаевым Е.Е. и его заместителем Седовым В.В. организации, получила с помощью ряда документов статус «государственной» и «приоритетной» программы сметных расчетов в рамках страны (письмо № ВБ-1301/02 от 04.04.2008 (приложение 9), резолюция совещания от 18-19 мая 2008 г. Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) (приложение 10), письмо № 37322-СК/08 от 10.11.2009 Министерства регионального развития РФ (Приложение 18, лист 9)). Вводя в заблуждение специалистов в строительной отрасли, используя административный диктат со стороны ФГУ ФЦЦС, федеральное учреждение ведёт процесс обогащения конкретных лиц от продажи якобы «государственной» программы. Одновременно от имени и силами ФГУ ФЦЦС проводится масса мероприятий по вытеснению с рынка иных разработчиков программного обеспечения.
При этом ситуация с принудительным распространением «приоритетного» «государственного» программного обеспечения не вызывает серьезных опасений, за исключением создания дополнительной и часто необоснованной финансовой нагрузки на участников строительства. Большее опасение вызывает фактическая приватизация всего сметного нормирования узким кругом частных лиц.
Данный процесс выражается в следующем.
1. Руководителю ФГУ ФЦЦС (Ермолаеву Е.Е) через ООО "Экспертно-консультационный центр в строительстве" (приложение 6d) принадлежит частная организация Некоммерческая организация "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (приложение 6g).
2. Руководители ФГУ ФЦЦС (Ермолаев Е.Е и Седов В.В.) одновременно являются руководителями НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга".
3. С 2008 года действует система договоров между ФГУ ФЦЦС и НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" по теме создания и реализации всех видов сметных нормативов в стране федерального и регионального уровней. Для этого региональные структуры, ответственные за сметное нормирование, были принуждены руководством ФГУ ФЦЦС под различными предлогами заключить договора уступки прав на территориальные расценки и цены в пользу НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (приложение 11).
4. Договоры с разработчиками программного обеспечения, ранее заключенные с ФГУ ФЦЦС, с 2009 года были перезаключены на НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга". К тем компаниям, кто не согласился на условия НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (приложение 12, 13), со стороны ФГУ ФЦЦС с использованием его административного статуса стали применятся меры подавления. Среди этих мер, например, формирование и представление в качестве нормативного акта «Реестра программных продуктов, участвующих в распространении СНБ», размещенного на сайте ФГУ ФЦЦС (приложение 14), а также фактический запрет региональным центрам ценообразования заключать договора с теми, кто не заключил договор с НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (приложение 11, стр 7., п.10.4).
5. Передача письмом руководителя ФГУ ФЦЦС без проведения конкурсных процедур ООО «Стройинформиздат» исключительных прав на издание и распространение официальных печатных вариантов сметных нормативов (приложение 15). В результате необоснованного монополизма стоимость одного комплекта федеральных сметных нормативов, установленная данной организацией, значительно превышает 100000 рублей (приложение 16). В настоящий момент с наименованием «СтройИнформиздат» существует две организации, принадлежащие одному лицу - Ербягину А.А., адрес размещения организации совпадает с фактическим адресом ФГУ ФЦЦС (приложение 6p, 6q).
6. Оформление исключительных прав на введенные приказами Министерства регионального развития Российской Федерации федеральные сметные нормативы на НО "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга" (приложение 17).
Вызывает вопросы деятельность ряда организаций, созданных с участием бывшего начальника управления образовательных программ ФГУ ФЦЦС, а сейчас государственного служащего Министерства регионального развития Российской Федерации Силка Д.Н.. Три из них он возглавляет и сейчас:
· ООО "Центральный научно-исследовательский институт макроэкономики инвестиционно-строительных процессов", Силка Д.Н. (приложение 6l).
· ООО "Центральный научно-исследовательский институт мониторинга стоимости строительных ресурсов", Силка Д.Н. (приложение 6k).
· ООО "Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве", Силка Д.Н. (приложение 6e).
Три «центральных института» размещаются в здании, где зарегистрировано еще 1330 организаций, а по телефону отвечают из ФГУ ФЦЦС. При этом ООО "Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве" за вторую половину 2008 года смогло «заработать» согласно баланса за 2008 год (приложение 7f) без учета НДС 91467000 рублей с затратами на создание продукции в размере 91320000 рублей (99,84% дохода), а ООО "Центральный научно-исследовательский институт мониторинга стоимости строительных ресурсов" (приложение 7e) за тот же период «заработало» без НДС 85415000 рублей с себестоимостью своей продукции 85190000 рублей (99,74% от полученных средств). Сколько же средств смогли «освоить» эти «институты» за 2009 год?
На сегодня система предприятий, принадлежащая или контролируемая руководством ФГУ ФЦЦС, реализует практически все уставные задачи ФГУ ФЦЦС:
1. Обучением строителей занимается Автономная некоммерческая организация "Высшая школа руководящих работников и специалистов инвестиционно-строительной сферы" (Ермолаев Е.Е и Силка Д.Н.) (приложения 6b и 7d).
2. Реализация нормативов в электронном виде с бланками, изготовленными якобы от имени Министерства регионального развития Российской Федерации и ФГУ ФЦЦС, передана НО «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга». В 2008 году этой некоммерческой (по уставу) организацией реализовано продукции на 41260000 рублей (приложение 7c).
3. Печатные издания в ведении двух ООО «СтройИнформиздат».
4. «Государственная» и «приоритетная» сметная программа «Госстройсмета» реализуется одноименной фирмой (приложения 7a и 7b).
5. ООО "Центр сертификации автоматизированных программ и экспертизы электронных баз данных нормативов в строительстве" (Силка Д.Н.) (приложение 6m) готов для выполнения резолюции совещания от 24.12.2009 (приложение 18, лист 6, абзац 1) заняться принудительной и противоречащей требованиям законов сертификацией программ и нормативов в этих программах.
6. «Центральные» институты также, видимо, участвуют в работах по программе сметного нормотворчества.
7. Для имиджевой поддержки, создания видимости «непосильной» борьбы на фронте сметного нормирования используются Общероссийский профессиональный союз сметчиков (Ермолаев Е.Е, Силка Д.Н.) (приложение 6n), Общероссийская комиссия этого профсоюза по проблемам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные (то есть борьба с теми, кто не приобрел бланки в НО «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга»), ряд принадлежащих НО «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» печатных изданий.
18 мая 2009 года Вами было подписано чрезвычайно важное и нужное в практике строительства Постановление № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Данным Постановлением определены конкретные мероприятия, которые, к сожалению, руководством ФГУ ФЦЦС в большинстве превращены в фарс и способ получения личной монополии на рынке сметных нормативов, программ и т.д.
В целях реализации Постановления № 427 Министерством регионального развития Российской Федерации 24 декабря 2009 года было проведено совещание руководителей региональных центров ценообразования. Результатом данного совещания стала резолюция, письмом Министра регионального развития Российской Федерации № 3854-ВБ/08 от 04.02.2010 направленная для реализации (приложение 18, лист 4).
В резолюции со ссылкой на Постановление № 427 приняты недопустимые с точки зрения законов требования (проведение сертификации программных продуктов и баз данных в них и т.п.).
Апофеозом реализации «государственной», по Ермолаеву Е.Е., политики в области ценообразования и исполнения Постановления № 427 стало письмо № 234-11382/ФЦ от 04.03.2010 за подписью начальника ФГУ ФЦЦС Ермолаева Е.Е. (приложение 18). Во вводимом данным письмом порядке проверки достоверности сметной документации вводится норма (приложение 18, лист 2): «Достоверность нормативов в составе сметного раздела проектной и первичной учетной документации, представляемой на проверку в органы экспертизы и контрольно-финансовые органы, может быть подтверждена регистрационной картой пользователя сметно-нормативной базы, выпущенной на имя организации, представляющей документацию на проверку. В этом случае рутинная проверка всех показателей каждого норматива в сметной и первичной учетной документации не требуется».
Таким образом, исполнение Постановления № 427 от 18.05.2009 сведено к приобретению в частных компаниях, принадлежащих и контролируемых руководством ФГУ ФЦЦС, бланков пользователей нормативной базы, что должно гарантировать положительное заключение эксперта о достоверности сметного расчета.
А для увеличения размеров личной прибыли тем же письмом от 04.03.2010 года Ермолаев Е.Е. дополнительно уточнил что: «В целях унификации проверки сметных расчетов и обеспечения оперативного обновления регулярно дополняемых сметно-нормативных баз Министерством регионального развития Российской Федерации определен базовый программный комплекс, рекомендованный для проведения проверки достоверности сметного раздела проектной документации, проводимой органами по проведению государственной экспертизы (письмо от 10.11.2009 №37322-СК/08)».
Нормирование стоимости строительства в последние годы стало секретной дисциплиной. В режиме строгой изоляции от строителей, проектировщиков, разработчиков программного обеспечения проводятся совещания и встречи различного состава (ближайшее закрытое мероприятие ФГУ ФЦЦС должно состояться с 6 по 9 апреля 2010 года, допуск - только по решению руководства ФГУ ФЦЦС). В результате этого строители и получают для использования нормативы, заказанные частными организациями и завышающие стоимость специальных объектов на миллиарды рублей, как это произошло с нормативами, введенными приказом Министерства регионального развития РФ № 81 от 27.02.2010.
Уже десять лет как появились нормативы 2001 года. Строительная отрасль на федеральном уровне до сих пор не имеет реальных нормативов на устройство гипсокартонных перегородок и тысяч других расценок, описывающих современные технологии. Сегодня по действующим нормам должны использоваться десятитонные автомобильные краны и 10-метровые гидравлические подъемники для монтажа типовых офисных светильников из четырех ламп дневного света массой около 3 кг (приложение 19).
При этом во время формирования закрытого круга организаций, «призванных» возглавить ценообразование, на методическом фронте стоит затишье.
До настоящего времени, не считая замену одних, технически устаревших расценок на такие же устаревшие, но перекалькулированные, нет массы документов, необходимых для решения вопросов ценообразования.
Нет:
· документа, где прописана именно ГОСУДАРСТВЕННАЯ политика в ценообразовании в строительстве, вместо такого документа присутствует набор плакатов и лозунгов для манипулирования в личных интересах;
· единой для всей страны методики мониторинга стоимости строительных ресурсов и строительной продукции;
· единой для всей страны методики определения стоимости строительства в текущем уровне цен, позволяющей в автоматическом, бесконфликтном и, главное, прозрачном и проверяемом на любом этапе способе определять текущие стоимости работ и услуг для практически любого уровня агрегирования;
· неизменяемых, единых для всех, форм сметных документов (количество различных вариаций сметных документов превышает сотню);
· реального общедоступного эталона сметных норм, совпадающего с печатными утвержденными изданиями;
· единого метода автоматической проверки качества сметных нормативов в различных программных комплексах (проще кликушествовать о бесконечном уровне качества нормативов в одной «приоритетной» программе и вводить сметчиков в заблуждение, что владение бумагой непонятного статуса, выпущенной от имени расформированного Росстроя или Министерства регионального развития Российской Федерации, гарантирует какое-то космического уровня качество сметных норм и сметных расчетов);
· единой полной не требующей многочисленных дополнительных толкований методики определения стоимости. МДС 81.35-2004 – это хороший документ, но сегодня он больше походит на набор лозунгов, а в нем нет даже порядка округления результатов расчета (сначала округлить, а потом умножить либо наоборот), что зачастую вызывает массу споров и задержку в прохождении документов.
· укрупненных норм, отвечающих современным требованиям. То, что сейчас предлагается, больше похоже на перепечатку старых советских альбомов типовых проектных решений, чем предназначенные для точного результата нормативы, пригодные для обработки на компьютере.
· Еще многого нет. И работы по созданию прозрачных и однозначных правил нет. Ведь с вводом таких правил нет необходимости корпорациям, компаниям, ведомствам и территориям согласовывать индивидуальные, отраслевые, персональные и прочие «уникальные» индексы, цены и многое другое и, соответственно, регулярно платить за это.
Но судя по демонстрации активной деятельности руководства ФГУ ФЦЦС по продаже различных бланков, эти в целом несложные вопросы не будут в ближайшее время решены. Пока от руководства ФГУ ФЦЦС на всех уровнях под демонстрацией плаката с надписью «Государственная система сметных норм» идут только разговоры о реализации государственной политики, до сих пор не сформированной этими людьми в виде документа.
К большому сожалению, наша практика взаимодействия с Министерством регионального развития Российской Федерации не дает уверенности в правильном и объективном рассмотрении приведенных выше материалов. На наши запросы и обращения в Министерство регионального развития РФ мы не можем получить ответы еще с октября 2009 года (приложение 20).
Мы просим Вас, Владимир Владимирович, принять необходимые меры по наведению порядка в сметном деле и отстранить людей, рассматривающих сметное дело как личную кормушку. От вопросов цены строительства, объективности её определения зависит будущее нашей страны.
С уважением,
генеральный директор
ООО «СтройСофт-Регион»
Д.Б. Виноградов